На титульную страницу Обратная связь Карта сайта       Русская версия English version
 АКТУАЛЬНО: 5 декабря 2017 года в г. Москве состоится Конференция по вопросам развития сети автомобильных дорог регионального значения – заседание Комиссии Ассоциации «РАДОР» по развитию, ремонту и содержанию автомобильных дорог
Вести регионов НОВОСТИ
неполитическая, независимая, негосударственная, некоммерческая, профессиональная организация, объединяющая на добровольных началах территориальные органы управления автомобильными дорогами общего пользования субъектов Российской Федерации

НОВОСТИ
Вести регионов
Пресса о нас
Наши поздравления
Архив новостей





 

 
 

 


 
Поиск информации по сайту
www.yandex.ru

 
 


С опорой на внутренние силы (интервью с директором ГКУ Архангельской области "Дорожное агентство "Архангельскавтодор" М.В. Яковлевым в региональном спецвыпуске газеты "Транспорт России" "Транспорт и дороги Архангельской области" от 20 ноября 2014 г.)


Директор
ГКУ Архангельской области
«Дорожное агентство «Архангельскавтодор»
М.В. Яковлев
С опорой на внутренние силы должна возрождаться сеть дорог в Архангельской области.

Специфика Архангельской области состоит в том, что почти 90% региональных автомобильных дорог общего пользования и треть всех мостов находятся в ненормативном состоянии по причине хронического недофинансирования. Какие первоочередные шаги должна предпринять область, чтобы переломить ситуацию? Готов ли к этому дорожный фонд? На какие проекты делает ставку регион? Об этом – интервью с директором Дорожного агентства «Архангельскавтодор» Михаилом ЯКОВЛЕВЫМ.

– Михаил Валерьевич, учитывая текущее состояние дорожной сети Архангельской области, есть ли понимание, как выходить из сложившейся ситуации? Какие программы реализуются в области по сохранению и строительству автомобильных дорог?

– Напомню, что протяженность региональных дорог в Архангельской области – свыше 8 000 км. До 2001 года, когда прекратил существование дорожный фонд, дорожная отрасль в регионе была на подъеме, финансирования хватало не только на содержание, но и на строительство и ремонт. В течение последующих десяти лет денег на капремонт и приведение дорог в нормативное состояние практически не было, хватало лишь на текущую деятельность. Немудрено, что за этот срок сеть региональных дорог «просела». Примерно та же ситуация с мостами: в настоящее время в нашем ведении находятся 679 мостов, треть из них – в неудовлетворительном или аварийном состоянии. С 2012 года в Архангельской области функционирует региональный дорожный фонд, что частично снизило напряжение с финансированием дорожной деятельности.
С 2014 года мы работаем в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы Архангельской области (2014–2020 годы)». Исходя из прогноза наполнения дорожного фонда в этой программе определены две подпрограммы. Первая – «Развитие и совершенствование сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения», которая направлена на строительство и реконструкцию автомобильных дорог и искусственных сооружений с общим объемом финансирования 5,3 млрд руб. до 2020 года. Вторая подпрограмма – «Улучшение эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования регионального значения», которая предусматривает мероприятия по капитальному ремонту, ремонту и содержанию действующей сети региональных автомобильных дорог. Понятно, что денег на все необходимые мероприятия не хватает, поэтому основой остается все же содержание автомобильных дорог. Тем не менее были выбраны несколько основных проектов, на которые выделяются деньги в рамках госпрограммы.

– Какие это проекты?

– Наиболее значимые объекты этого года – строительство автомобильной дороги Архангельск – Онега на участке «19–я ветка Хайнозерской дороги» протяженностью 8,3 км, строительство транспортной развязки на 168–м км автомобильной дороги Брин–Наволок – Каргополь – Вытегра, которая свяжет в единый транспортный узел путепровод города Мирного с существующей автодорожной инфраструктурой, а также реконструкция участка автомобильной дороги Ильинск – Вилегодск (км 11 – км 25).
Кроме того, в текущем году будет построена автомобильная дорога к поселку Орлецы в Холмогорском районе протяженностью 4,2 км по подпрограмме «Автомобильные дороги» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)». Могу добавить, что в Архангельской области очень мало населенных пунктов подпадают под критерии этой программы – протяженность до 5 км и число жителей более 125 человек. Конечно, эти критерии необходимо пересмотреть.
В целом по итогам года планируется привести в нормативное состояние 78,6 км автомобильных дорог общего пользования регионального значения и 20 мостовых сооружений на них, в том числе за счет ремонта и капитального ремонта – 54,8 км и 19 мостов и за счет строительства (реконструкции) – 23,8 км и один мост. Основные ремонтные работы в текущем году велись по маршрутам: Котлас – Коряжма – Виледь – Ильинско–Подомское; Усть–Вага – Ядриха; Урень–Шарья – Никольск – Котлас; Нарьян–Мар – Усинск.

– Если вернуться к дорожному фонду, как сейчас идет его наполнение?

– В Архангельской области основным источником формирования фонда являются доходы от акцизов на топливо (плановый объем в этом году – 77,9%), транспортный налог (21,6%) и сумма компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по автомобильным дорогам (0,5%). На 2014 год объем дорожного фонда Архангельской области должен составить 3,9 млрд руб. Однако мы понимаем, что его реальное наполнение может существенно отличаться от планового в меньшую сторону. Так же, как было в 2013 году, когда по прогнозу объем дорожного фонда должен был достичь порядка 4,64 млрд руб., а по факту оказался 3,817 млрд руб. Только недосбор доходов от акцизов составил более 500 млн руб. Эту разницу за счет чего–то надо перекрывать. В прошлом году было решено не отдавать часть кредита федерального центра на строительство перегона Каргополь – Плесецк, перераспределив его на 2015–2016 годы (ориентировочно 831 и 500 млн соответственно). К сожалению, неисполнение по акцизам, то есть несоответствие действительных цифр прогнозным, больнее всего сказывается на наших подрядчиках, с которыми мы просто не сможем расплатиться за часть работ, произведенных в текущем году.
В целом, если исходить из нормативов финансовых затрат, утвержденных правительством Архангельской области, для выполнения работ по ремонту, капитальному ремонту с соблюдением межремонтных сроков и содержания региональных автомобильных дорог в нормативном состоянии требуется ежегодно около 15 млрд руб. – то есть в четыре раза больше объема дорожного фонда области на 2014 год. Напомню также, что с 2015 года будет введена новая методика наполнения региональных дорожных фондов, согласно которой ставки по акцизам уменьшаются почти в 2,2 раза, а оставшуюся часть будет компенсировать трансфер из федерального бюджета.

– Можно ли увеличить такую составляющую дорожного фонда, как сумма компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам тяжеловесами?

– Региональная сеть дорог была построена в 70–80–е годы и рассчитывалась на нагрузки, явно меньшие тех, что испытывает в настоящее время. Проблема усугубляется тем, что в регионе сохраняется большой процент дорог с переходным типом покрытия. Поэтому взимание компенсации за вред, наносимый дорогам, в условиях недофинансирования отрасли является очень важным фактором, приучающим перевозчиков к порядку и дисциплине. В Архангельской области функции весового контроля на дорожной сети обеспечивает Региональная транспортная служба. В ее распоряжении находятся мобильные передвижные установки, позволяющие взвешивать большегрузы, но чтобы их развернуть, на автомобильных дорогах, необходимы специальные площадки с определенными характеристиками. В настоящее время разрабатываются проекты переходно–скоростных полос, на которых эти установки можно расположить.

– Учитывая общую ситуацию нехватки финансирования, насколько, по вашему мнению, целесообразна «Земская реформа–2015», которая передаст полномочия по дорожной деятельности от поселений районам?

– Согласно действующему федеральному законодательству в каждом поселении формировался собственный муниципальный дорожный фонд, средства которого использовались местными властями для управления дорожной деятельностью. Но с 1 января 2015 года вступает в силу ФЗ–136, который предполагает реформу местного самоуправления и перераспределение полномочий между поселениями и районами. В частности, на районный уровень отойдут вопросы, касающиеся дорожной деятельности. Дело в том, что в штате небольших муниципальных образований просто нет профессиональных дорожников. В этих условиях представляется более эффективной системная работа на уровне района исходя из имеющихся у него финансовых ресурсов. При таком подходе в районы могут быть привлечены профессионалы дорожной отрасли, которые смогут проецировать накопленный на федеральном и региональном уровне опыт работы на уровень конкретного районного образования, будут разрабатываться программы развития местной дорожной сети для более системной работы.

– От проблем муниципалитетов перейдем к интересам региона в целом. Какие проекты могут стать драйверами роста, где есть потенциал?

– До сих пор основным коридором, соединяющим Центральную Россию с северными территориями, считается автомобильная дорога федерального значения М–8 «Холмогоры» Москва – Ярославль – Вологда – Архангельск. Но вторым стратегически важным для Поморья проектом остается направление Архангельск – Брин–Наволок – Плесецк – Каргополь – Вытегра – Лодейное Поле – Санкт–Петербург. И здесь наша первоочередная задача – привести в нормативное состояние участки перегона Брин–Наволок – Плесецк, который позволит связать северную часть Архангельской области с западными регионами России, обеспечит разгрузку М–8 и соединит объект особой государственной важности, космодром Плесецк, с федеральной дорожной сетью.
Напомню: строительство автомобильной дороги Архангельск (от пос. Брин–Наволок) – Каргополь – Вытегра (до с. Прокшино) на перегоне Каргополь – Плесецк осуществлялось в 2007–2010 годах, однако для завершения приведения в нормативное состояние дороги необходимо ликвидировать непроезжие участки на перегоне Брин–Наволок – Плесецк. Необходимый объем средств – 2,7 млрд руб. Объем значительный, поэтому в настоящее время с федеральными органами власти прорабатывается вопрос выделения средств на строительство участков перегона.
О важности этого направления говорится на самом высоком уровне не первый год. В рамках межрегионального взаимодействия губернаторами Архангельской, Вологодской и Ленинградской областей в адрес Администрации Президента РФ направлено обращение с просьбой о выделении субсидий на строительство и реконструкцию участков с последующей передачей в федеральную собственность всего маршрута от Брин–Наволока до Санкт–Петербурга. Считаем, что настало время реализовывать этот проект, тем более что региону эта задача по плечу. Мы всегда можем опереться на наши подрядные организации, зная, что все работы будут выполнены качественно и в срок.

Источник: газета "Транспорт России".

Название материалаСкачать файлРазмер
Статья "С опорой на внутренние силы", региональный спецвыпуск газеты "Транспорт России" "Транспорт и дороги Архангельской области" от 20 ноября 2014 г. 2.9M


Вести регионов НОВОСТИ

 
 
Почтовый адрес:
E-mail:
107061, Москва, ул. 9-я Рота, д.16, стр.3
rador@rador.ru
  Телефон:
Факс:
(+7-495) 963-2033, 963-2722
(+7-495) 964-3720, 964-4581