Поиск по сайту

Российская Ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР»

Эксперты дорожного сообщества обсудили создание единой системы весогабаритного контроля

19 февраля 2024 23:09


14 февраля Ассоциация «РАДОР» при поддержке Минтранса России, Росаdтодора и Ространснадзора провела семинар по вопросам обеспечения сохранности автодорог. Для участия в мероприятии в режиме видео-конференц-связи заявились свыше 430 представителей дорожного сообщества из 77 субъектов РФ.


С докладами в ходе семинара выступиkи заместитель директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Антон Козлов, начальник Управления государственного автомобильного и дорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Ярослав Асташов, заместитель начальника Управления эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Роман Беккер, директор ФКУ «Росдормониторинг» Андрей Шилов, представители территориальных органов управления автомобильными дорогами, научного сообщества, компаний-разработчиков весоизмерительного оборудования. Вел мероприятие генеральный директор Ассоцации «РАДОР» Игорь Старыгин.


Открывая работу семинара, Игорь Старыгин представил результаты работы автоматических пунктов весогабаритного контроля на региональных автодорогах в 2023 году. «Мы получили информацию о работе 201 АПВГК в 35 субъектах. Проанализировано более 13,7 млн проездов грузовых транспортных средств через такие пункты. Согласно этим данным около 10% перевозчиков активно препятствуют взвешиванию: 1,3 млн проездов совершены либо с остановками в зоне оборудования, либо с торможением и т.п. В 9% (1,2 млн) случаев зафиксировано превышение весогабаритных параметров. По фактам нарушений составлено 140 тыс. актов взвешивания, которые направлены в контрольно-надзорные органы», - сообщил выступающий. Он также обратил внимание на то, что в 21% случаев превышение установленных норм составляет 10-20%, в 23% - 20-50%, а в 48% - более 50%. При этом имеются факты превышения допустимой массы на 362% и нагрузки на ось — на 423%.


«Потенциальная сумма штрафа по зафиксированным нарушениям составляет более 280 млрд руб. Эти ресурсы могли быть направлены в дорожные фонды для приведения в нормативное состояние автодорог, на усиление Ространснадзора, обеспечение эффективной работы пунктов весогабаритного контроля», - отметил Игорь Старыгин.


Антон Козлов выступил с информацией о нормативном правовом регулировании в сфере обеспечения сохранности автомобильных дорог. Он подчеркнул, что работа в части весогабаритного контроля наконец приобрела системный характер, и теперь требуется ее донастройка, но уже сейчас можно говорить о положительных результатах.


Докладчик рассказал о предстоящих изменениях в законодательстве в сфере весогабаритного контроля. Одно из них связано с администрированием правонарушений в этой области. В августе 2023 года принят Федеральный закон № 425-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым введен отдельный состав правонарушений применительно к транспортным средствам, принадлежащим иностранным гражданам. «Привлечение иностранных граждан к ответственности на территории РФ — отдельная проблема, - отметил Антон Козлов. - Мы продвинулись в этом вопросе довольно существенно. Так, введена особенность, связанная с немедленным вступлением в силу постановления об административном правонарушении, которое распространяется не на владельцев, а на водителей. Таким образом, обеспечена возможность сотрудников Ространснадзора привлекать нарушителей к ответственности буквально на месте. Эта ответственность вступает в силу сразу же после составления соответствующего протокола и одномоментно наступает обязанность по уплате штрафа. Кроме того, введена возможность задержания транспортного средства до погашения задолженности». Работа в этом направлении продолжается. В настоящее время прорабатываются предложения об обеспечении возможности привлечения иностранных водителей и владельцев транспортных средств за нарушения, зафиксированные автоматическими пунктами весогабаритного контроля.


Докладчик также напомнил, что с 1 марта 2024 года вступают в силу изменения в порядок осуществления весового и габаритного контроля. «В связи с большим количеством спорных ситуаций, связанных с результатами измерения и условиями, которые сопровождают процесс измерения (колейность, состояние дорожной одежды), пришли к выводу о необходимости дополнительной проверки корректности измерений АПВГК, - сообщил Антон Козлов. - С 1 марта вступает в силу обязанность такой проверки с использованием эталонного автомобиля. Она должна осуществляться не реже, чем раз в 100 дней. Если выявлена некорректная работа АПВГК, необходимо прекратить его использование до устранения недостатков и при необходимости осуществления повторной проверки».


Одна из сохраняющихся проблем — игнорирование водителей обязанности по прохождению весогабаритного контроля. В этой части Минтрансом России подготовлен законопроект, который устанавливает обязанность прохождения такого контроля по требованию уполномоченного лица. Параллельно на высокой стадии готовности находятся поправки об ответственности водителей за несоблюдение предъявляемого требования: штраф за такое нарушение составит 100 тыс. руб., включая возможность одновременного лишения права управления транспортным средством. «Соответствующие изменения требуются и в отношении автоматических пунктов весогабаритного контроля, - акцентировал внимание выступающий. - Нам удалось внести в Госдуму РФ законопроект об ответственности водителей транспортных средств за нарушение правил дорожного движения в зоне АПВГК. Также предполагается увеличить срок давности привлечения к ответственности».


Антон Козлов сообщил, что практически завершено межведомственное согласование законопроекта о единой автоматизированной системе весогабаритного контроля. Планируется, что все автоматические пункты вне зависимости от формы собственности будут подключаться к этой федеральной системе. Ее оператором станет ФКУ «Росдормониторинг». Все результаты измерений будут направляться в эту систему с последующим формированием протокола взвешивания и анализом поступивших сведений.


Кроме того, в настоящее время прорабатываются изменения, связанные с обеспечением криптографической защиты информации, передаваемой от центра обработки данных АПВГК до контрольно-надзорного органа, возможностью включения в состав документов фотоматериалов транспортных средств с иных комплексов фотовидеофиксации, а также дополнительными требованиями к освещенности участка установки АПВГК.


Ярослав Асташов озвучил предложение о развитии Центров автоматизированной фотофиксации административных правонарушений в области дорожного движения (ЦАФАП) в федеральных округах. Он также подчеркнул, что Ространснадзор работает исключительно в сотрудничестве с органами власти, и только в этом видит эффективность деятельности в области весогабаритного контроля. «Мы будем выстраивать взаимодействие с органами власти каждого субъекта в части содержания весоизмерительного оборудования в соответствии с требованиями эксплуатации, - отметил докладчик. - При этом не стоит забывать о стационарных и передвижных пунктах весогабаритного контроля — их площадки также требуют пристального внимания».

Роман Беккер рассказал об обеспечении сохранности автомобильных дорог и создании системы весогабаритного контроля на сети дорог федерального значения. «По итогам 2023 года 72,6% федеральной дорожной сети соответствует нормативным требованиям, - сообщил он. - Такой результат достигнут благодаря эффективному планированию деятельности. Ежегодно Росавтодор ремонтирует тысячи километров дорог, и сегодня перед нами стоит задача сохранить результаты этой масштабной работы. Одни из способов обеспечения сохранности автодорог — развитие сети АПВГК, ведь только такие пункты позволяют осуществлять непрерывный контроль за грузоперевозками».


С 2010 года на федеральной дорожной сети установлено 62 автоматических пункта весогабаритного контроля, а к концу 2030 года планируется увеличить их число до 371. Докладчик отметил, что работа АПВГК, согласно проведенному анализу, является эффективным сдерживающим фактором для нарушителей. Он также сообщил, что Росавтодором ведется деятельность по развитию ведомственной системы мониторинга транспортного потока, которую в дальнейшем планируется масштабировать до единой федеральной системы.


Представители территориальных органов управления автодорогами выступили с информацией о проблемных вопросах осуществления полномочий по весогабаритному контролю транспортных средств. Свои точки зрения по данному вопросу представили министр транспорта Красноярского края Дмитрий Зотин, директор государственного учреждения Тульской области «Тулаупрадор» Евгений Ташлыков, начальник отдела ГКУ Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» Алексей Конкин. Выступающие подтвердили остроту и актуальность проблемы для своих регионов, а также поддержали создание ЦАФАП.


Андрей Шилов выступил с докладом о федеральной государственной информационной системе выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств. Он сообщил, что по итогам 2023 года в ИС «КТГ-УСЛУГА» зарегистрировано более 952 тысяч заявлений, что на 73% больше, чем в 2022 году. При этом в день может поступать до 6,5 тысяч заявлений. В настоящее время в системе свыше 26 тысяч личных кабинетов перевозчиков, автопарк которых составляет порядка 157 тысяч транспортных средств. Среднее время выдачи спецразрешений составляет 8 рабочих дней, а 23% из них выданы в прошлом году всего за 4 дня.


Согласно положениям Федерального закона от 28 апреля 2023 года № 172-ФЗ с 1 марта текущего года произойдут существенные изменения в работе ИС «КТГ-УСЛУГА». В частности, с этого времени должна быть обеспечена автоматизация построения маршрута движения транспортных средств и выставление перевозчикам единого счета на возмещение вреда автодорогам. Все это возможно только на основании данных, внесенных владельцами автомобильных дорог.


На сегодняшний день, по словам Андрея Шилова, в части заполнения ранее требуемой информации отстают только местные дороги: по ним имеется лишь 67,1% сведений. Дополнительные данные, необходимые в связи с изменениями в законодательстве, заполнены на 43,5% по региональным автодорогам и на 57,4%, - по муниципальным. Лидерами по заполнению всех видов сведений обо всех автодорогах в субъекте являются Республика Марий Эл (99,97%), Ульяновская (86,8%) и Волгоградская (73,6%) области.


Актуальные вопросы метрологии весового контроля рассмотрел в своем выступлении ведущий инженер отдела метрологического обеспечения весоизмерительной техники и параметров движения Всероссийского научно-исследовательского института метрологической службы (ФГБУ ВНИИМС) Владимир Вдовин. В частности, он отметил, что одной из главных задач весогабаритного контроля является единство измерений, в основе которого лежит метрологическое обеспечение, а именно: научное обоснование, техническая реализация, нормы и правила, а также организационные решения.


Представители компаний-производителей оборудования для весогабаритного контроля - инженерного центра «АСИ», НИПВФ «Тензор», ООО «Строй Инвест Проект» - рассказали о возможностях своих предприятий в этой сфере, подчеркнув, что ими обеспечена полностью импортозамещающая компонентная база и имеется значительный опыт создания такого оборудования.


Подводя итоги семинара, Игорь Старыгин призвал участников мероприятия сформулировать и обосновать свои предложения в части обеспечения сохранности автодорог и развития системы весогабаритного контроля и направить их в Ассоциацию «РАДОР» для дальнейшей проработки. Он также напомнил, что Ассоциация «РАДОР» совместно с ФКУ «Росдормониторинг» проводит серию практических семинаров по вопросам работы с государственной информационной системой выдачи специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств.


Статья в газете "Транспорт России".



Фотографии

Все новости

00:00