17 октября в Екатеринбурге В рамках XI Международной специализированной выставки «Дорога 2024» состоялся Всероссийский съезд работников дорожного хозяйства - первое в современной истории мероприятие по аналогии с I Съездом деятелей по шоссейному делу, прошедшего 110 лет назад — в 1914 году.
В работе съезда приняли участие: заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин, министр транспорта РФ Роман Старовойт, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Павел Федяев, заместитель председателя данного профильного Комитета Госдумы РФ Руслан Лечхаджиев, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Тен, руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков, начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-лейтенант полиции Михаил Черников, председатель правления ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко, генеральный директор Ассоциации «РАДОР», председатель Общественного совета при Росавтодоре Игорь Старыгин, а также представители региональных и федеральных дорожных ведомств, представители научных, образовательных учреждений, бизнес-сообщества. Модератором дискуссии выступил председатель Технического комитета по стандартизации № 418 «Дорожное хозяйство», президент Ассоциации «Р.О.С.АСФАЛЬТ» Николай Быстров.
В начале мероприятия Николай Быстров отметил, что 110 лет назад в непростые для российского государства времена была начата новая эра дорожного хозяйства. И с тех пор, отрасль сделала грандиозный шаг вперед по всем ключевым направлениям развития.
Марат Хуснуллин, обращаясь к делегатам съезда в режиме видеоконференцсвязи, озвучил приветственную телеграмму Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина: «Самоотверженный труд большой и сплоченной команды работников дорожного хозяйства – это современные магистрали и трассы, тысячи сложнейших инженерных сооружений. Ваши знания, компетентность, ответственное отношение к своему делу и искренняя преданность призванию помогают обеспечивать связанность территорий, повышают конкурентоспособность отечественной экономики, надёжность и безопасность перевозок, улучшают качество жизни людей. Сегодня, несмотря на беспрецедентное санкционное давление, дорожно-строительный комплекс продолжает стремительно развиваться, эффективно решать поставленные Президентом стратегически важные задачи. За последние 5 лет построено и отремонтировано почти 130 тыс. км федеральных, региональных и местных дорог, введены в эксплуатацию уникальные мосты, путепроводы и тоннели. С развитием перспективных международных транспортных коридоров нам удастся укрепить логистические связи с дружественными государствами, повысить промышленный и туристический потенциал страны».
Также Марат Хуснуллин рассказал об итогах нацпроекта «Безопасные качественные дороги». «Дорожное хозяйство – один из крупнейших сегментов общественного достояния России, - сказал выступающий. - Подчеркну: благодаря поддержке Президента страны, вниманию Председателя Правительства и слаженной работе Минтранса и Минфина, а также штабной работе, финансирование мероприятий национального проекта «Безопасные качественные дороги» с самого начала осуществлялось в бесперебойном режиме». Марат Хуснуллин отметил, что за шесть лет на реализацию нацпроекта из федерального бюджета выделено 2,4 трлн рублей. Всего за 6 лет в 84 регионах отремонтировано, реконструировано и построено более 100 тысяч километров дорожной сети. Площадь укладки верхних слоев дорожного покрытия составила свыше 800 млн кв. м.
Он добавил, что в следующем году стартует национальный проект «Инфраструктура для жизни». Такая увязка федеральных проектов по жилищному строительству, коммунальной, дорожной инфраструктуре, благоустройству и общественному транспорту должна обеспечить достижение национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни», определенной Президентом.
Роман Старовойт отметил, что прошедшие два дня выставки «Дорога-2024» наглядно продемонстрировали силу и дух работников дорожной отрасли, которые поддерживаются преемственностью и традициями. Именно постоянное совершенствование накопленных опыта и знаний позволяет эффективно заниматься содержанием действующей сети автомобильных дорог и строительством новой.
В дорожном комплексе страны, по словам Романа Старовойта, происходят позитивные перемены, свидетелями которых являются жители всех российских регионов. Масштабные ремонтные работы ведутся не только на федеральных, но и региональных и местных автомобильных дорогах. «Мы видим, какую большую нагрузку несет современная дорожная сеть, чтобы обеспечить бесперебойную логистику, комфортный автотуризм и просто безопасное передвижение наших граждан по тысячам километров трасс. Только представьте, общая протяженность дорог России более 1,5 млн километров. Чтобы проехать без остановок все дороги России на автомобиле со скоростью 100 км/ч потребуется больше полутора лет. О чем это говорит? Это говорит о беспрецедентных масштабах нашей с вами работы», – подчеркнул выступающий.
В свою очередь Роман Новиков отметил важность мероприятия с таким обширным списком участников: «Для меня как для отраслевого руководителя выступать перед всеми вами насколько почетно и приятно, настолько волнительно и ответственно. Очень значительные изменения произошли во всем дорожно-транспортном комплексе с момента первого отраслевого съезда. Стоит ли говорить, что в 1914-м году порядка 94% дорог страны были грунтовыми и лишь 4% – шоссейными. Произошедшие преобразования стимулировали за эти годы и развитие экономики, и дополнительные социальные запросы населения. И если подвести итоги той деятельности, которая была, например, проведена в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», то отдельно я бы остановился не на каких-то конкретных цифрах (хотя, и они достойны упоминания), а на тех показателях, что невозможно подсчитать и измерить приборами. Это и обновленная методология, и развитие образования, кадрового потенциала. Сегодня мы представляем собой огромную команду дорожников, которая в едином порыве и в едином темпе успешно работает на огромной дорожной сети нашей страны. И огромная благодарность Правительству РФ, Минтрансу России за столь высокую оценку нашего труда».
Основная часть программы работы съезда состояла из выступлений делегатов, каждый из которых затронул наиболее важные отраслевые проблемы. Так, доклад генерального директор ООО «Автодор-Инжиниринг» Константина Могильного был посвящен управлению жизненным циклом дорог. Спикер обратил внимание на необходимость пересмотра процессов финансирования и управления дорожным хозяйством, которые должны быть, прежде всего, ориентированы на интересы пользователей. Так, наиболее эффективным методом экономической оценки управленческих решений является стоимостной анализ затрат на весь жизненный цикл сооружения, либо объекта в целом. Он применяется в государственном управлении и бизнесе во многих странах и за долгие годы подтвердил свою эффективность. Подобный анализ должен стать основой для долгосрочного и краткосрочного планирования.
Кроме того, докладчик отметил, что в изменяющихся экономических условиях важно справедливо рассчитывать стоимость работ и услуг, создав благоприятные условия для стабильной работы подрядчиков, которые заняты в строительно-монтажных работах и в содержании.
Доклад заместителя генерального директора по управлению персоналом АО «ДСК «АВТОБАН» Ольги Семухиной был посвящен подготовке профессиональных кадров. Она отметила, что в настоящий момент крайне важно обеспечить приток молодых специалистов в отрасль, заинтересовать абитуриентов в получении как рабочих, так и инженерно-технических специальностей. И в этом направлении представители государственных органов, учебных заведений и бизнес-сообщества должны действовать сообща.
Завершило блок с докладами выступление заместителя руководителя ФКУ «Центравтомагистраль» Владимир Швецова по теме обеспечения безопасности дорожного движения. Спикер перечислил основные направления работы для совершенствования системы управления безопасностью. В частности, развитие механизмов координации и взаимодействия субъектов системы обеспечения БДД, в том числе ее коллегиальных органов; обеспечение взаимосвязи программ и проектов в сферах транспорта, здравоохранения, воспитания и культуры; цифровизация правоохранительной деятельности; обеспечение стабильного финансирования и подготовка квалифицированных кадров для организации БДД. Владимир Шевцов также обратил внимание собравшихся на важность повышения уровня культуры поведения и социальной ответственности на дорогах.
Интерактивная концепция организации работы участников съезда предполагала оперативное голосование по знаковым вопросам, отраженным в инициативах докладчиков. Так, большая часть аудитории поддержала внесение изменений в законодательство, позволяющие заключать единые долгосрочные государственные контракты по выполнению работ на дорожной сети. Голосовали и за необходимость актуализации нормативов финансовых затрат на выполнение дорожных работ и применение единых подходов при выполнении работ по содержанию автомобильных дорог опорной сети, поддержали восстановление дорожных специальностей «Автомобильные дороги и аэродромы» и «Автодорожные мосты и тоннели», а также участие отраслевого сообщества в разработке отдельных направлений образовательной деятельности.
Основные из прозвучавших предложений будут внесены в итоговую резолюцию съезда.
Также в ходе мероприятия прошла торжественная церемония вручения наград и благодарностей отличившимся работникам дорожно-транспортного комплекса РФ.
Для справки: I Съезд деятелей по шоссейному делу прошел 26−29 января 1914 года в Санкт-Петербурге. Его проведение было обусловлено назревшей тогда в стране потребностью строительства сети шоссейных дорог наряду с железными дорогами, которые на тот момент имели гораздо большее развитие.
В работе съезда тогда участвовали 194 человека: руководители Министерства путей сообщения, инженеры, занятые в дорожном хозяйстве, представители земств. С основным докладом выступил министр путей сообщения Сергей Васильевич Рухлов. Он охарактеризовал сеть российских гужевых дорог по типу покрытий: 4% составляют шоссейные дороги, 2% — мощеные, 94% — грунтовые.