21 октября в Ставропольском крае на площадке МВЦ «МинводыЭКСПО» стартовала трехдневная деловая программа XII Международной специализированной выставки «Дорога 2025». В этом году фокус ежегодного события и главной отраслевой площадки страны смещен на прорывные технологии: цифровизацию, импортозамещение и беспилотный транспорт.
Мероприятие, организованное Федеральным дорожным агентством при поддержке Минтранса России, собрало представителей региональной и федеральной власти, науки и бизнеса, производителей техники, оборудования и материалов, подрядчиков, а также экспертов в сфере дорожного хозяйства. Для работы в выставке и ее деловой программе зарегистрировано более 3 400 участников и экспонентов.
В открытии выставки приняли участие губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров, заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в СКФО Максим Владимиров, председатель Думы Ставропольского края Николай Великдань.
Ключевым событием первого дня стала панельная дискуссия «Стратегические подходы к обеспечению безопасности дорожного движения». В мероприятии приняли участие руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков, начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Михаил Черников, председатель правления ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко, первый заместитель председателя комитета по собственности, земельным и имущественным отношениям, координатор федерального проекта «Безопасные дороги» Сергей Тен. Модераторами дискуссии выступили заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Олег Понарьин, директор информационного центра по автомобильным дорогам Росавтодора Евгений Абузяров. Ассоциацию «РАДОР» представлял генеральный директор Игорь Старыгин.
Роман Новиков выразил благодарность руководству региона за радушный прием и предоставленную возможность для проведения масштабного отраслевого мероприятия, приуроченного ко Дню работников дорожного хозяйства. «Сегодня дорожное хозяйство является одним из главных государственных приоритетов. Благодаря беспрецедентной поддержке Президента и Правительства Российской Федерации, Минтранса России в последние десятилетия во всех субъектах нашей страны наращиваются темпы работ, реализуются все более амбициозные инфраструктурные проекты», – отметил руководитель Росавтодора.
Михаил Черников обратил внимание на хорошую динамику по снижению аварийности и смертности в ДТП в самых разных регионах нашей страны: «Это возможно, в том числе, благодаря совместной профилактической работе с пользователями автодорог, а также, безусловно, благодаря комплексному обновлению дорожной инфраструктуры».
Сергей Тен подчеркнул важность межведомственного взаимодействия между большим количеством участников работы по повышению безопасности дорожного движения, а также пропаганды темы БДД среди пользователей автодорог, в том числе среди детей и молодежи. Отдельно он отметил необходимость совершенствования подзаконных актов и значимость деятельности региональных комиссий по повышению безопасности дорожного движения.
Вячеслав Петушенко отметил, что отраслевое мероприятие служит отличной возможностью для обмена опытом и поиска новых решений таких глобальных задач, как локализация промышленности, цифровая трансформация дорожного хозяйства. Он предложил рассматривать строительство дорог как создание инфраструктурной услуги, включающей комфорт, безопасность, время в пути. Вячеслав Петушенко также сообщил, что по итогам прошлого года при кратном росте дорожной сети ГК «Автодор» показатели смертности на этих трассах снизились на 21%. «Строители научились делать великолепные дороги, обеспечивающие ровность покрытия, от которого зависит безопасность движения, но здесь вступает в силу человеческий фактор, и дальше мы должны работать непосредственно с водителями с использованием современных систем фотовидеофиксации, нейросетей — старыми методами результата уже не добиться», - сказал он.
Роман Новиков добавил, что в этом направлении важно также развивать многофункциональные зоны отдыха, в том числе на региональных автодорогах – такой пример уже есть: недавно МФЗ была открыта в Кировской области.
Олег Понарьин, обобщив выступления, отметил, что заглавная тема дискуссии выбрана очень точно: все присутствующие обратили внимание на необходимость поиска новых подходов к обеспечению безопасности дорожного движения, понимания БДД как сложной системы. «Классическая модель «водитель-автомобиль-дорога-среда», на которую мы опирались долгое время, устарела. В ней не были учтены такие элементы системы, как пешеходы, пассажиры, погодно-климатические факторы и другие. Современное понимание системы дорожного движения претерпело фундаментальную трансформацию, расширив смысловое наполнение каждого элемента и сместив фокус со скорости и пропускной способности автодороги на безопасность, устойчивое развитие и человекоориентированную среду», - сказал модератор.
В ходе обсуждения был озвучен доклад о стратегии повышения безопасности дорожного движения, разработанной МВД России и ставящей цель снижение смертности в дорожно-транспортных происшествиях, - планируется, что до конца этого года она будет утверждена на уровне руководства страны.
Эксперты сделали обзор технологий искусственного интеллекта для решения задач в области безопасности дорожного движения, включая цифровые двойники дорог, интеллектуальное патрулирование, систему распознавания дефектов дорожного полотна, анализ данных и прогнозирование последствий принятых решений, создание цифровых профилей поведения участников дорожного движения, конструирование и проектирование транспортных средств, системы помощи водителю и многое другое. Участники дискуссии также обратили внимание на проблемы и риски, связанные с использованием искусственного интеллекта в обозначенных целях, и разобрали негативные примеры, вызванные ошибками в работе ИИ.
Подводя итоги мероприятия, участники подчеркнули важность заинтересованности в достижении результата и ответственности каждого участника работы по повышению безопасности дорожного движения, а также отметили значительные достижения в развитии искусственного интеллекта и необходимость его рационального использования в сфере обеспечения безопасности на автодорогах.