9-10 апреля в г. Перми при поддержке Минтранса России, Росавтодора и Правительства Пермского края состоялась 21-я ежегодная конференция Ассоциации «РАДОР» «Современные технологии – российским дорогам: ремонт и содержание автомобильных дорог». В рамках мероприятия также прошло расширенное заседание Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве. Спикеры осветили вопросы развития дорожного хозяйства страны и обеспечения безопасности дорожного движения в свете реализации нового национального проекта «Инфраструктура для жизни». В конференции приняли участие более 200 представителей органов управления автомобильными дорогами из 30 субъектов РФ.
Модератором мероприятия выступил председатель Общественного совета при Росавтодоре, генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин. В числе участников - руководитель Росавтодора Роман Новиков, заместитель председателя Правительства Пермского края Андрей Алякринский, президент Союза транспортников России, депутат Госдумы РФ, член Комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Виталий Ефимов, заместитель председателя Комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты РФ Андрей Усенко, заместитель начальника ГУОБДД МВД России Олег Понарьин, министр транспорта Пермского края Сергей Вешняков. С видеообращением к участникам конференции обратился губернатор Пермского грая Дмитрий Махонин.
Первую сессию конференции организаторы посвятили нормативному регулированию дорожной деятельности. Участники мероприятия обсудили итоги инспектирования качества работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального значения в 2024 году, совершенствование нормативной базы проектирования дорожных одежд, актуализацию национальных документов по стандартизации в области дорожного хозяйства, методы и подходы к содержанию автодорог Пермского края, а также мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на территории региона.
В качестве пленарной сессии «Национальный проект «Инфраструктура для жизни» - перспективы развития дорожного хозяйства до 2035 года» состоялось расширенное заседание Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве. С ключевым докладом на мероприятии выступил Роман Новиков. Он отметил, что участие членов Общественного совета в отраслевых мероприятиях и общественная оценка результатов дорожной деятельности крайне значима, особенно для принятия наиболее востребованных решений в нужный момент времени. Также спикер подробно рассказал о глобальных задачах, поставленных Правительством РФ перед дорожниками на ближайшие шесть лет.
Достигать новые цели дорожные специалисты будут уже в рамках нового нацпроекта «Инфраструктура для жизни». Так, к концу 2030 года доля региональных дорог в нормативном состоянии должна составить не менее 60%, а федеральных трасс, дорог крупнейших городских агломераций и опорной сети - 85%. Кроме того, в составе федеральной дорожной сети появится свыше 50 новых транспортных обходов населенных пунктов, 31 из которых построит Росавтодор. Также продолжится масштабная работа по развитию международных транспортных коридоров «Север – Юг», «Запад – Восток», маршрута «Россия», в том числе за счет создания бесшовных маршрутов. Еще один вектор направления работы - реализация 154 региональных мероприятий (в основном на улично-дорожной сети) в 22 городских агломерациях Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны.
Большое внимание Роман Новиков уделил вопросам совместной работы регионов и муниципалитетов в отношении дорог местного значения. Спикер рассказал о принципиально новом и дополнительном направлении по улучшению качества среды для жизни - увеличении доли находящихся в нормативном состоянии дорог опорных населенных пунктов (их всего 2 160). К концу 2030 года данный показатель должен вырасти на 30%, и на 60% - к концу 2036-го. Росавтодор уже подготовил и направил на утверждение в Минтранс России методику инвентаризации и оценки технического состояния автомобильных дорог. Это позволит федеральным дорожникам вместе с региональными командами оценить нормативное состояние улично-дорожной сети опорных населенных пунктов и по итогу сформировать плановые значения по субъектам РФ.
«Перед дорожным хозяйством стоят амбициозные, но выполнимые задачи. Я уверен, что благодаря вниманию Президента РФ Владимира Путина, Правительства РФ и Минтранса России, а также совместной работе с региональными проектными командами, мы сможем достигнуть всех запланированных целей и даже превысить плановые показатели. Буквально на днях Правительством РФ был утвержден шестилетний план дорожного строительства на период 2025-2030 гг. с общим объемом финансирования из федерального бюджета свыше 2 трлн рублей, из них 1,4 трлн - необходимо для строительства и реконструкции федеральных объектов и 639,6 млрд - региональных», - акцентировал внимание Роман Новиков.
В свою очередь Виталий Ефимов предложил сосредоточить усилия на производстве современной отечественной техники, которая превзойдет способности импортной, а также продолжить совершенствование системы дорожного образования. Кроме того, по словам спикера, необходимо усилить пропаганду БДД с акцентом на самых юных участниках дорожного движения, в частности, организовать детские городки с элементами обучения первичным навыкам безопасности дорожного движения. Еще одна инициатива - документально зафиксировать возможность ввода дорожного объекта в эксплуатацию только при условии полного комплексного обустройства участка, включая площадки отдыха, многофункциональные зоны дорожного сервиса, освещение и многое другое. Все эти работы, безусловно, необходимо учитывать еще на стадии формирования проекта.
Тему повышения уровня безопасности на автомобильных дорогах продолжил Олег Понарьин. «Большой задел нашей совместной деятельности, безусловно, был сделан в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Мы нашли эффективные формы работы, благодаря которым удалось снизить смертность на дорогах в абсолютном количестве с 19 тыс. в 2017 году до 14,4 тыс. в 2024 году. К 2030 году мы должны сократить смертность в 1,5 раза по сравнению с 2023 годом, а к 2036 году - в 2 раза. Методы работы нам понятны, однако детали необходимо более внимательно проработать», - сказал он.
Отдельно участники заседания обсудили перспективы развития дорожной сети крупнейшего промышленного региона с высоким экономическим и инновационным потенциалом - Пермского края. Так, за время реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в данном регионе привели в нормативное состояние 325 объектов общей протяженностью 705 км. При этом, по состоянию на конец 2024 года, доля дорожной сети Пермской агломерации, находящаяся в нормативном состоянии, превысила 85%, а аналогичный показатель по дорогам регионального и межмуниципального значения составил 78,7%. В 2025 году по национальному проекту «Инфраструктура для жизни» запланировано обновить более 95 км дорог и свыше 2 тыс. пог. м искусственных сооружений.
Председатель Общественной палаты Пермского края Лилия Ширяева в своем докладе подчеркнула, что сегодня особое внимание в регионе уделяется организации общественного контроля. Это направление работы курируют Общественная палата края и общественные советы при исполнительных органах государственной власти. При этом созданы и работают четыре профильные группы общественного контроля, среди которых - группа контроля за ремонтом, строительством и состоянием дорог. Общественники принимают участие в формировании ежегодных планов строительства и ремонта дорог, в контроле за ходом работ, входят в состав приемочных комиссий, а также осуществляют мониторинг состояния и гарантийного обслуживания объектов. При этом регулярно проводится набор новых общественников и их обучение с участием профессионалов.
Председатель Общественного совета при Министерстве транспорта Пермского края Михаил Трухин отметил, что для эффективного достижения показателей нацпроекта Общественный совет работает в тесной взаимосвязи с различными ведомствами, в том числе с представителями Общественной палаты и Госавтоинспекции, депутатами законодательного собрания и главами муниципальных образований.
На двух следующих сессиях конференции участники обсудили важнейшие этапы жизненного цикла автомобильной дороги: ремонт и содержание. В докладах спикеры затронули такие темы, как особенности ремонта и содержания асфальтобетонных и цементобетонных покрытий, применение геосинтетических материалов и вторичных ресурсов в дорожном хозяйстве, типовые решения пролетных строений из алюминиевых сплавов для пешеходных мостов. Эксперты рассмотрели роль подсистем метеомониторинга для экономики содержания автодорог, а также концепцию продления сроков службы асфальтобетонных покрытий. И конечно, представители Пермского края поделились своим опытом применения инновационных материалов и технологий при выполнении дорожных работ.
Заключительная сессия, состоявшаяся во второй день конференции, была посвящена вопросам безопасности дорожного движения. В рамках этой части мероприятия представители предприятий-производителей техники и материалов рассказали о своих инновационных решениях в данном направлении, в том числе, например, об устройстве продольных шумовых полос методом фрезерования и интеллектуальных системах управления освещением автомобильных дорог.
«В очередной раз на расширенном заседании Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве и в рамках ежегодной конференции Ассоциации «РАДОР» нам удалось достаточно глубоко погрузиться практически в весь спектр актуальных вопросов. Уверен, что такой комплексный подход с участием общественности и представителей органов власти позволит достичь показателей национального проекта», - подчеркнул Игорь Старыгин в завершение дискуссионной части события.
Участники конференции также осмотрели выставку дорожно-строительной техники, организованную в рамках мероприятия, и посетили ключевые объекты дорожного хозяйства города Пермь. Один из них - улица Карпинского, строительство которой идет по нацпроекту «Инфраструктура для жизни». По итогу работ количество полос движения здесь увеличится с двух до шести, это позволит снизить транспортную нагрузку и вероятность образования заторов. Аналогичный проект выполняют на соседней улице Крисанова благодаря инфраструктурному бюджетному кредиту. В настоящее время строительство завершено уже почти на 71%. Помимо этого был проинспектирован строящийся способом микротоннелирования самый протяженный тоннель под действующим Транссибом. Уникальный объект расположен на улице Вишерской и реализуется благодаря адресной инвестиционной программе Пермского края. Работы здесь выполнены на 82%, а полностью будут завершены к августу 2025 года.
В ходе экскурсии по Перми в год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне участники конференции возложили цветы к Вечному огню.